Портфолио учителя

русского языка и литературы

Непомнящих Анны Мироновны

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ, В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ.

     В течение десяти лет я активно использую ИКТ во внеклассной работе. Создав школьный пресс – центр, куда входит компьютерная газета «Бригантина» и видеостудия «Эффект» (школьное телевидение),  вместе с ребятами занимались компьютерной версткой газеты, используя разные программы; обрабатывали фотографии и вставляли их в газету, которая  выходила ежемесячно. Фильмы монтировали на компьютере. Научились записывать текст на кадр, делать музыкальное оформление видеоряда.

        За эти годы созданы десятки фильмов, которые удостоены грамот и дипломов:

1.      «Послание к матери» (о судьбе Ирины Ландышевой)- лауреат Всероссийского конкурса.

2.      «Мы, оставшиеся в живых…»(о ветеранах ВОВ, о нашем школьном музее Боевой славы).

3.      « Школьные годы чудесные» (40 – летию школы посвящается…).

4.      «Учитель! Перед именем твоим…» (об учителе года).

5.      «Жил – был директор» (юбилею директора школы посвящается).

6.      «Один день из жизни школы» (выпускникам школы посвящается).

7.      « Мультфильм « Сыновья» и т. д.

        

 

Использую ИКТ на уроках литературы и русского языка. При  проведении уроков литературы в старших классах возникает проблема, связанная с отсутствием иллюстративного материала. Воздействие на душу и сознание ученика дает ощутимый результат тогда, когда оно осуществляется не только через слух, но и зрительно. Обращение к компьютерной технологии помогло мне  (с помощью ребят) при изучении творчества С. Есенина        приблизить образ поэта, повысить познавательный интерес учащихся, интегрировать знания из разных областей, воздействовать на чувства ребят, создавать  эмоциональное настроение. Это создание слайдов для объяснения новой темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно. Мои старшеклассники самостоятельно создают по литературе презентации по ими же выбранным темам. Так Авдиевский Алексей (выпуск 2007) свою работу по литературе на тему: « Серебряный век» русской литературы» представил как экзаменационную работу по информатике.

 

Информационные технологии сами по себе несут огромный дидактический потенциал. Ученик становится не просто субъектом педагогического  процесса, но и исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать широкий круг задач гуманитарного и научного общения с окружающим миром, делать заключения и давать необходимые пояснения.

   

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к русскому языку как к предмету изучения, применение ряда упражнений текстового характера в сочетании с современной методикой  дает положительный результат.

     

У меня в классе стоит компьютер. На своих уроках в 6-8 классах использую текстовый редактор   Microsoft Word . В нем можно творить чудеса и без какой-либо специально написанной программы.

    

Во-первых, этот редактор позволяет писать. Ученик видит плоды своего труда сразу.

       

Во-вторых, компьютер подчеркивает орфографические, грамматические, речевые и пунктуационные ошибки. Это подталкивает ученика на их поиск и исправление. В результате, работая с предложением, учащийся видит и анализирует собственный труд.

       

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому и в воспитательной работе стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Творческие задания. Обычно они выполняются на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк, но мне близок и любим один – создание видеофильма о классе. У меня нынче 8б класс, состоящий из ребят детского дома. Ученики нашей школы ничего не знают о жизни детдомовцев. Поэтому, чтобы побыстрее адаптироваться ребятам-детдомовцам в обычной общеобразовательной школе, мы решили с 8б классом показать жизнь ребят  в детском доме при помощи музыкального фильма « Один день из жизни 8 б класса». Работа над фильмом уже идет.

 

Еще в 20–е годы учителя пробовали на уроках и внеурочное время составлять киносценарий по тексту. В последнее время этот прием снова  привлек внимание. Чтобы написать сценарий фильма, ребятам потребовалась специальная литература. Работая с ней, ребята вырабатывают навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария начинаются видеосъемки. Действующие лица оживают, процесс работы увлекает учеников. Идет коллективное сотрудничество, все учатся решению проблем сообща.

 

Использую в своей работе и проектную деятельность – педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретения новых знаний путем самообразования.

 

Мне близка методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы, и старшего преподавателя     физико-математических дисциплин и методики преподавания КК ИПК и ППРО, кандидата педагогических наук Дроздовой И.А:

  • Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами);
  • Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
  • Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков).
  • Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).

В данное время с ребятами созданы 2 проекта по воспитательной работе. Они сейчас претворяются в жизнь: « Оборудование спортивной раздевалки» для 6в (спортивного) класса и «Один день из жизни 8б класса» (музыкальный видеофильм о ребятах детского дома).

 

Организуя проектную деятельность, я предлагаю  «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.

 

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома:

  • Мини - проект-сочинение «Мое открытие» учащихся 5а класса. В ходе изучения сказки А. Платонова « Неизвестный цветок» учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни;
  • Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, поэтому они активно включаются в общую работу. Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.
  • Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно- исследовательские работы. По литературе с Любой Пугачевой (8б   класс) готовим проект для школьного НОУ « Тема сиротства в русской литературе».
  • Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Ученик учится анализировать информацию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Он легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.  

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»