Портфолио учителя

русского языка и литературы

Непомнящих Анны Мироновны

 

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классным руководителем работаю 30 лет. Каждый год у меня «трудные дети», подростки с психическими отклонениями в поведении, в здоровье. 12 лет подряд работала в классах компенсации и являлась одновременно классным  руководителем двух классов. В 2007 – 2008 учебном году я классный руководитель  2-х классов: 6 в- спортивного и 8б- детдомовского (нынче школа в детском доме расформирована, дети распределены по соседним школам).

  Основная  моя задача, как классного руководителя, научить ребенка жить в коллективе, т. е выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя и других.

Из всего возможного содержания воспитательной работы я выбрала следующие целевые направления:

 

Здоровье

Задачи: защитить ребенка (от жизненных невзгод, конфликтов, от холода и голода, одиночества) и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.

 

Общение

Задачи: войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми.

 

Учение

Задачи: видеть не ученика перед собой, а человека в нем, подходить к каждому подростку с оптимистической гипотезой; изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместная работа с малым педсоветом  (общение с учителями – предметниками, завучем); организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; организация учебной работы в классе;  всеобуч.

 

Досуг

Задачи: выявление индивидуальных интересов детей; помощь в выборе кружков, спортивных секций; расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, предметные вечера, встречи, конкурсы, посещение кино, театров).

 

Образ жизни

Задачи: знакомство с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника; изучение особенностей его отношений с родителями, фиксировать наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и установить с ними рабочий контакт; защищать права ребенка.

      

В центре внимания у меня всегда дети из «трудных» семей, инвалиды, сироты. Так 7 лет воспитывала Ирину Ландышеву, девочку из     неблагополучной семьи. Искала спонсоров, одевала и обувала ее, занималась ее духовным развитием. Она была у меня редактором школьной газеты, директором видеостудии. Участвовали с ней в различных конкурсах, становясь победителями. Сейчас таких детей у меня целый класс (20 человек - детдомовцев): круглые сироты, дети, родители которых лишены родительских прав. Устанавливаю контакт и взаимопонимание с каждым отдельным ребенком, верю в его силы и возможности, демонстрирую желание понять, поддержать и защитить его. Умею корректировать межличностные отношения между детьми: выступаю справедливым арбитром в решении конфликтов, помогаю взаимоотношению учителей – предметников с учащимися класса.

     В зависимости от состава класса планирую воспитательную работу.

5 лет сотрудничала  с Культурно – историческим центром (научный сотрудник Терещенко Т.Е.),

6 лет – с городским музейно – выставочным залом       (Металлургов, 13): коллективно посещаем выставки, пишем сочинения – отзывы по ним, встречаемся с интересными людьми города, художниками, скульпторами, участвуем в мастер – классах, в конкурсе ледовых фигур, посвященном юбилею Сурикова (Стукалина Настя, лауреат- 2007). 

 

Такая работа развивает кругозор учащихся, логическое мышление, создает атмосферу творчества в коллективе, служит для роста личности, способной к познанию и творчеству, готовит ребят к сдаче ЕГЭ.

 

Традицией класса является пропаганда здорового образа жизни.   « Быть здоровым – жить в радости» -  таков девиз класса. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения на основе повышения знаний, культуры, ориентации учащихся на здоровый образ жизни – неотъемлемая часть моей воспитательной работы в классе. Над этой темой работает и школа в целом. Классный час «День Здоровья» (психологическое здоровье, мое настроение) формирует убеждение о значении настроения в психическом здоровье человека, необходимости уметь произвольно контролировать и регулировать свое настроение.

 

Чем больше задач решается отдельным мероприятием, тем оно эффективней. В процессе проведения классного часа «Быть здоровым – жить в радости» осуществляется и физическое воспитание, и экологическое, и нравственное, и эстетическое. Особенностью мероприятия является не только его воспитательная насыщенность, но и практическая направленность: воспитание у школьника толерантности, а также умения говорить «нет» в ситуации, когда он подвергается негативному давлению.

 

Воспитательная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, должна иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы компенсировать недостатки развития в раннем возрасте детей. Необходимо проводить специальную профилактико-коррекционную работу, способную довести детей до такого уровня, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они, по возможности, не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности, ограниченности своих жизненных и профессиональных возможностей. На сегодня наиболее оправданным, на мой взгляд, является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества. Я считаю, что выпускник детского дома должен обладать широкой эрудицией, позитивной самооценкой, сформированной мотивацией достижения и ориентировкой на следующие ценности:

 

«Здоровье» (физическое и психическое),

«Отчизна, культура» как материальное и духовное наследие цивилизации,

«Творчество»  как один из видов деятельности,

«Труд» – умственный и физический - как основа всей цивилизации, как источник всех ценностей на земле,

 «Семья»  как основа общества.

 

Исходя из этого, я создала модель воспитанника-выпускника детского дома. Чтобы мой 8б класс соответствовал этой модели, мне необходимо дифференцировать свои усилия на трех проектах, которые я с педагогами детского дома разработала:

 

« К родным истокам».

        Цели: разностороннее развитие личности воспитанника детского дома средствами музыкального, художественного, прикладного искусства; восстановление и развитие позитивной эмоциональной сферы детей в психологически комфортной среде.

 

« Труд – основа жизни».

       Цели: формирование понимания того, что труд – основа всей жизни; трудом созданы все материальные и духовные блага; подготовка выпускников к осознанному выбору профессии.

 

« Здоровый мир».

        Цели: поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников детского дома; создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.

 

В настоящее время я работаю над этими проектами. Результат будет виден только к концу 9 класса, т. е. через год.

   

Создала программу для классных часов по эстетическому воспитанию учащихся детского дома. В результате занятий по данной программе будет сформирована свободно ориентированная личность с развитыми нравственными качествами, умеющая ценить людей, разбираться в литературе, музыке, искусстве; будет активизирован интерес воспитанников к правилам поведения, культуре речи, к семейным праздникам, к развитию эстетического вкуса в одежде и косметике, в потребности правильно вести переписку с друзьями и родственниками.

   

Родители – мои главные помощники и участники учебно – воспитательного процесса. Привлекая родителей, не только лучше узнаю их, но и создаю условия для сплочения детей и родителей. Организация совместных семейных мероприятий – один из наиболее эффективных способов взаимодействия учителя с семьей. И я это использую. Мероприятие « Неразлучные друзья – взрослые и дети» для детей и родителей. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе воспитательного мероприятия, родители переносят их в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье. Совместный выезд на лыжную базу, автобусная экскурсия в Овсянку к Астафьеву, экскурсия по храмам города, спортивная эстафета «Стартуют все» ( вместе с Пимашковым) воспитывают культуру массового отдыха у подростков, сближают родителей с детьми.

     

Часто родители мечтают побывать на уроке и понаблюдать со стороны, как обучаются их дети, как они развиваются и общаются с одноклассниками. А дети, в свою очередь, сгорают от любопытства, что же обсуждают родители на своих собраниях. И вот родители получают приглашение на урок литературы по рассказу В.П.Астафьева «Мальчик в белой рубахе», а дети – на родительское собрание. Совместное обсуждение актуальных проблем сближает взрослых и детей, приводит к взаимопониманию.  « Родительская гостиная», которая собирается  один раз в месяц, приглашает на свои заседания и родителей, и педагогов, и психолога, и тренера, и детей.  Рассматриваются разные вопросы, в решении которых принимают участие все члены. Одно из заседаний гостиной было посвящено теме   « Здоровая семья – счастливый ребенок». Такие мероприятия активизируют совместную коллективную работу классного руководителя и класса, активизируют взаимодействие родителей со школой, воспитывают у детей любовь к родителям, сплачивают семью.

 

Мой спортивный 6в класс (девочки) добился серьезных успехов: стал победителем  краевых, зональных соревнований и вышел в полуфинал России  по баскетболу (2008).                                         

 

Организовала в своем классе фольклорный ансамбль. Сами сшили костюмы, проводили репетиции, давали концерты.

 

Являюсь организатором учительского ансамбля «Зоренька», который успешно работает уже 8 лет. Нашла спонсора в лице главы Советского района. Сшили добротные костюмы, купили баян. Вместе с детским ансамблем выступал и учительский ансамбль в Выставочном зале во время проведения выставки народного творчества. Совместные выступления сблизили ребят и учителей.

   

Такая работа прививает интерес к искусству, любовь к прекрасному, направлена на духовное возрождение национальных ценностей и традиций.

     

Мои старшеклассники-выпускники очень активно занимаются общешкольной и внешкольной работой: проводят новогодние вечера для своих подшефных – пятиклассников, для учителей; предметные вечера (литературная гостиная  «Любовь – пятое время года»).

      Но настоящий праздник для учителей, ребят, родителей устраивают выпускники с родителями в День Последнего звонка и Выпускного Вечера.

  Разные пути выбирают мои ученики. Среди них есть учителя, врачи, юристы, телеведущие, офицеры Российской Армии. Но все они помнят школу, помнят классного руководителя. Часто приходят в гости ко мне.

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»