Портфолио учителя

русского языка и литературы

Непомнящих Анны Мироновны

 

ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ

За долгие годы работы у меня сложилась своя система работы в обучении и воспитании. Прежде всего, я исхожу из интересов ребенка, охраны его психологического, физического и нравственного здоровья. Умело и своевременно выделяю проблемы, возникающие у ребенка в различных сферах деятельности и поведения. Своевременно предлагаю ребенку или группе детей со сходными проблемами необходимый вид и объем помощи. Это позволяет мне эффективно и в системе проводить коррекционную работу с учащимися, добиваться повышения интереса детей к предмету, овладевать практическими навыками.

     В основе моей работы – личностно – ориентированный подход в обучении ученика. Данная технология ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

    Цель моей работы: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.   

    На моих уроках учащиеся чувствуют себя комфортно. В общении с учащимися создаю условия для самовыражения личности, ее душевного равновесия. Способна принять нестандартные решения, избежать ситуации напряжения. В классе обеспечиваю надежные условия сохранности физического, психического и духовного здоровья ребят. В любых условиях мои воспитанники умеют выразить себя, являются субъектом жизнедеятельности.

     В системе и результативно готовлю ребят с 5 класса по русскому языку к написанию экзаменационного сжатого изложения (9 кл.)  и творческого задания (рецензии) ЕГЭ

Для этого разработала дидактический материал по русскому языку  (публицистика Д.С.Лихачева на уроках русского языка). В своих книгах « Земля родная», « Письма о добром и прекрасном» он показал, что значит для настоящего русского человека  его земля, труд, культура. По этим текстам пишем с ребятами изложения и рецензии. Его тексты совершенны в эстетическом и нравственном отношении, поэтому помогают в решении задач воспитания духовности ребенка. Они образцовый дидактический материал для уроков развития речи.

Для детей детского дома (учащихся 8б класса) разработан дидактический материал для проверочных работ «Веселые диктанты». Темы разные:  «Чередование гласных в корне», «Личные местоимения», «Сложные предложения», « Способы выражения подлежащего» и т. д. Главный герой этих диктантов – шестиклассник Витька, с которым каждый раз случаются какие – то приключения дома, на улице, на даче. Ребята делают не меньше ошибок, чем всегда, но пишут такие работы с удовольствием. Например, диктант по сложному предложению:

   « Сегодня Витя дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.

    Просидел Витька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!

    Когда родители возвратились, Витька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни».

    Такие  «Веселые диктанты» прививают любовь к семье, воспитывают трудолюбие, уважение к родителям и взрослым, любовь к домашним животным, к природе, учат поведению в быту и готовят ребят к написанию экзаменационного сочинения.

   

Разработана программа «С экзаменом на «ты», дидактический материал по подготовке учащихся к ЕГЭ (для 11класса). Занимаясь по этой программе, ребята научились писать рецензии и показали хорошие результаты на ЕГЭ при написании части C. Процент качества выполнения увеличился на 12%.

     Разработан дидактический материал по литературе для 10 – 11 классов. Например, дидактический материал составлен по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и подобран по смысловым темам: «Образ Мастера», «Образ Маргариты», «Образ Ивана Бездомного», «Образ Понтия Пилата». Тематическая организация учебного материала позволяет лучше понять образы героев романа, выделить главное, подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с помощью которых раскрывается тот или иной смысл.

   Перед тем, как приступить к изучению поэтических произведений, предлагаю ребятам составить свой текст на заданную тему, используя слова, выбранные из произведения, которое предстоит изучать. В течение пяти минут ребята пишут, а затем афишируют свои произведения. Можно предложить создать зрительные образы – рисунки или ассоциации, которые вызывают эти образы, и тоже их афишировать. Данная работа помогает включить творческое воображение ребенка, помогает ему осознать свою непохожесть на других, и в то же время при афишировании работ учащийся понимает, что окружающие имеют свою точку зрения, на тот же самый образ, и это не только обогащает его мышление и восприятие, но и воспитывает толерантность.

    В старших классах в начале урока дети активно включаются в учебный процесс при написании мини – сочинений или эссе  на дискуссионные темы. Например, при изучении « Ромео и Джульетты» В.Шекспира – « Нужна ли такая любовь?», или при разборе « Капитанской дочки» А.С.Пушкина –             « Поездка Петруши в стан врага – это поступок взрослого человека или ребенка?». Данная работа продуктивна тем, что после совместного анализа текста к ней можно вернуться и посмотреть на одну и ту же ситуацию новым взглядом. Это своеобразная подготовка ребят к ЕГЭ.  

    Широко использую нетрадиционные формы проведения уроков: урок- лекция, урок-зачет, урок-игра, литературная гостиная.  На уроках литературы  использую систему Е.Н.Ильина, которая основана на преподавании литературы как нравственно–этического курса, формирующего человека. Урок литературы как урок искусства, который строится по закону «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. В результате дети приобретают опыт ведения диалога, дискуссии, приобщаются к творческо-поисковой деятельности, развивают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, умеют анализировать, обобщать, строить аргументировано - логические высказывания.

         Эти умения ребята используют при написании экзаменационного сочинения - рецензии на ЕГЭ. Такая работа по предметам помогает мне получить хорошие результаты на экзаменах.

         У меня наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 5лет. Так с 2004 - 2007 годы в моем классе (9а, 10а, 11а) процент качества написания сочинений, творческих работ к выпускному классу вырос на 13 %. Класс (31 человек) успешно сдал ЕГЭ (2007), процент успеваемости – 100%. В 2007 году школа заняла 2 место по ЕГЭ в рейтинге школ района.  Две выпускницы получили золотые медали (2007), одна серебряную (2004).

Шесть лет являюсь экспертом по проверке работ по ЕГЭ. Это дает возможность качественно подготовить учащихся к ЕГЭ.

    Мои ученики принимают участие в районных предметных олимпиадах и НОУ. Особенно успешны были Фирсанов Юрий (инвалид 1 группы) и Ландышева Ирина (из неблагополучной семьи), став лауреатами краевого НОУ. К 11 классу Юрий становится не только призером конкурса «Успех» главы Советского района, но и стипендиатом  В. Астафьева за успехи в литературном творчестве. Целый год Фирсанов получал стипендию знаменитого писателя – земляка.

        В Российском конкурсе « Интеллектуально-творческий потенциал России» по русскому языку стали лауреатами Ландышева Ирина, 11в (2004г), Балюта Елена, 11а (2007 г), Мокроусова Юля, 5а (2007г).

   Ежегодно мои ученики принимают активное участие во всероссийском конкурсе-игре по русскому языку « Русский медвежонок».

       Такой вид деятельности в области литературы и русскому языку приучает старшеклассников к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, развивает логическое мышление, орфографическую зоркость, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.

       Мой кабинет литературы является одним из лучших кабинетов в школе. Это Пушкинская комната. Кабинет оснащен необходимыми средствами обучения (телевизор с видеомагнитофоном, видеотека по литературе, компьютер, музыкальный центр, наглядный и раздаточный материал по русскому языку и литературе). Он служит лабораторией для приобщения детей к знаниям по предмету на уроке и внеурочное время.

                                               

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»